Город Вышний Волочек
Вышний Волочек, город в Тверской области, находится на 297 км. Федеральной дороги Москва – Санктъ-Петербург. Как город известен с 1770года. Население 64 тысячи человек. Русской Венецией называют Вышний Волочек. Реки, каналы, озера, водохранилище - главная примета города. Вышневолоцкие набережные протянулись на 32 километра, а через каналы и реки перекинуто около 30 мостов. Возникновение города связано с существованием волока на древнем торговом пути, соединявшего бассейны рек Балтийского и Каспийского морей. Баржи с грузами по Волге, а затем по ее притоку реке Тверце доходили до места, где сейчас в поселке Белый Омут стоит построенная в XIX веке Николо-Столбеневская церковь. Здесь товары выгружались на берег и затем волоком перетаскивались на 10-верстное расстояние. Далее путь шел но рекам Цне и Мсте. На Мсте было сорок порогов, и самыми опасными являлись Боровицкие. Здесь товары и баржи больше 30 км перетаскивали по суше. Этот волок получил название Нижнего, а волок у устья реки Тверцы - Верхнего или Вышнего, а за меньшую протяженность его называли "Вышний Волочек". "Никогда не проезжал я сего нового города, чтобы не посмотреть здешних шлюзов. Первый, кому на мысль пришло уподобиться природе в ее благодеяниях и сделать реку рукодельною, дабы все концы единые области в вящее привести сообщение, достоен памятник для дальнейшего потомства", - писал о Вышнем Волочке Радищев в книге "Путешествие из Петербурга в Москву". Вышневолоцкие каналы и шлюзы, построенные в начале XVIII века, стали частью первой в России искусственной водной системы, по которой почти два столетия переправлялись грузы с юга России в новую столицу - Петербург. Недаром на гербе города, данном ему в 1772 году, изображалась груженая лодка. Со строительством Мариинской и Тихвинской систем Вышневолоцкий водный путь стал приходить в упадок и почти совсем прекратил свое действие после ввода в эксплуатацию железной дороги между Москвой и Петербургом. Во второй половине XIX века Вышний Волочек из города лоцманов, судостроителей и ямщиков превращается в центр текстильной промышленности. В 1857 году была построена первая в городе бумагопрядильная фабрика, через два года - хлопчатобумажная, а в 1881 году - прядильно-ткацкая.