Город Кострома
Кострома — древний город, находящийся в 360 километрах к северо-востоку от Москвы. Гладь Волги разделяет Кострому на две части, придавая городу особую красоту и своеобразие. Улицы и набережные Костромы являются хранителями великого прошлого и живой историей города. Простор могучей русской реки и проникающая в душу природа настраивают на восприятие необычного, сказочного. Неповторимый облик города определяется прекрасными памятниками старины, дошедшими до наших дней.
Кострома издавна привлекала внимание исследователей: одно из первых описаний города — “Собрание исторических известий, относящихся до Костромы” — составил дотошный полковник Иван Васьков еще во времена Екатерины II. К началу XX века накопилось множество описаний, наблюдений, статистических работ. В 1914 году начало свою деятельность Костромское научное общество по изучению местного края, его труды выходили в свет с 1914 по 1923 год.
Исследователей, обращавшихся к истории города, интересовали вопросы, связанные с датой его основания и происхождением названия. Что касается названия города, то оно вызвало, как это обычно бывает, разные толкования. Одно из них приводит Л. Скворцов, автор книги “Материалы для истории Костромы”. Ссылаясь на то, что в древних летописях слова “костр”, “Кострома”, “кострума” обозначают вообще укрепленное место, он полагал, что это общее название крепости осталось за возникшим городом. С этим предположением перекликается версия, выдвинутая князем А. Козловским, который выводил название города по аналогии с географическим положением замка Еострум (впоследствии город Таллин). Но тот же автор выдвигает и иную версию возникновения названия: от заготавливаемого зимою на берегах рек большими “кострами” леса, сплавляемого весною из Буевского и Костромского уездов.
В. К. Лукомский связывает название города с именем славянского божества Костромы, олицетворявшего живительные силы весны. Старинный праздник в честь этого божества занимал видное место в ритуальных игрищах в честь бога солнца Ярилы. Кострому изображала нарядно одетая кукла, сделанная из прутьев и соломы. В честь нее устраивались игры, а в конце празднества куклу топили в воде или сжигали на костре.
Датой основания города считается 1152 год, когда князь Суздальский Юрий Долгорукий колонизовал земли Поволжья. В “Истории Российской” В. Н. Татищев пишет: “Великий князь Юрий Владимирович Долгорукий, лишившись Киевского княжения, основал престол в Белой Руси (...) Потом зачал строить во области своей многие грады: Юриев поле, Перяславль у Клюшина, озера, Владимир на Клязьме, Кострому, Ярославль и другие многие грады теми же имяны, как в Руси суть, хотя тем утолить печаль свою, что лишился великого княжения русского”.
“Грады, теми же имяны” — это, прежде всего, город Галич в Костромской области; можно вспомнить также речку Сулу, впадающую в Волгу. На берегу ее, соименной с притоком Днепра, возник и строился город Кострома.
Устанавливая дату возникновения города, В. Н. Татищев пользовался различными источниками, которые до нашего времени не дошли. Первое же достоверное летописное упоминание о существовании города относится к 1213 году в связи с междоусобной враждой сыновей князя Всеволода III Большое гнездо. Великий князь Всеволод III при разделе земель между своими сыновьями младшему из них Юрию отдал владимирский престол, в то время как старшему Константину достались Ростов и пять других городов — Белоозеро, Угличе Поле, Ярославль, Кострома, Галич Меряжский. Не смирившись с потерей великокняжеского престола, князь Константин начал борьбу за его возвращение. В этом соперничестве Кострома склонялась на сторону князя Юрия, поэтому во время похода в борьбе за владимирский престол Константин сжег принадлежащий ему город. В Тверской и Воскресенской летописях под 1213 годом написано, что Константин пошел на Кострому “и пожже ю всю, а люди изымаша”.
В XIII — XIV веках процесс объединения русских земель завершился, и Кострома в 1364 году вошла в состав Московского княжества, с тех пор история ее неотделима от развития и культуры общерусского государства.
Тогда же совершил свой подвиг крестьянин костромской губернии Иван Сусанин, уроженец села Домнино. Польский отряд, посланный захватить вновь избранного царя, пробираясь глухой лесной дорогой, сбился с пути и попал в деревню Деревнище, где повстречал Ивана Сусанина, который завел врагов в непроходимые чащи и там погиб от их рук. Патриотический подвиг крестьянина из села Домнино стал легендой, а в 1851 году был увековечен монументом, воздвигнутым по проекту скульптора В. Демут-Малиновского. Не сохранившийся до наших дней памятник представлял собой высокий столб, увенчанный бюстом царя Михаила и склоненную перед ним фигуру народного героя; на пьедестале был барельеф с изображением гибели Сусанина. Новый памятник Сусанину выполнен в 1967 году по проекту скульптора Н. А. Лавинского и установлен в сквере на Молочной горе.
К середине XVII века Кострома по своему экономическому значению становится третьим после Москвы и Ярославля городом Московской Руси (четвертым была Вологда). Костромские купцы торговали с Востоком и Западом (в городе была учреждена английская фактория). Тогда же в Костроме возникает большой торговый центр — мясные, мучные, соляные, калашные, иконные, железные, шубные торговые ряды. Появляются новые слободы — Кузнецкая, Ямская, Рыбная, Кирпичная, названия которых сохранились до наших дней в наименованиях улиц. Из костромских промыслов особенно славились мыловаренный, полотняный и кожевенный. Развитие экономики благотворно отразилось на развитии города, превратив его в один из центров русской культуры.
Композиционным центром старой Костромы оставался Кремль (Старый и Новый город). Застройка территории Старого города была тесной и состояла из деревянных зданий, типичных для русских городов того времени. Здесь были построены воеводский двор, воеводская канцелярия, караульная изба, государевы житницы и кузница, был здесь и “осадный двор”, принадлежавший матери царя Михаила Федоровича. В Старом городе находилось также множество деревянных церквей и два каменных собора — Успенский и Троицкий.
Планировка города определялась главными дорогами, подводившими к воротам: от Спасских ворот к Ипатьевскому монастырю, от Ильинских ворот по Боровой Дебре — в город Плес. К Старому городу в 1619 году примкнул четырехугольником и вытянулся на север Новый город. В нем были построены гостиный двор с двумя избами, четырьмя амбарами и двумя .сараями, земская изба, приказная изба, таможенная изба и две деревянные церкви — Николы и Предтеченская. Все эти постройки были обнесены деревянной стеной с башнями, три из которых были воротными. Предтеченские ворота вели из Нового города на Мшанскую улицу и далее на Ярославль, Благовещенские — на Галич, а Никольские выходили к Волге.
Каменное строительство началось в Костроме с середины XVI века возведением Ипатьевского и Богоявленского монастырей на подступах к городу, а также Успенского и Троицкого соборов в центре старого Кремля. С расцветом экономики города со второй половины XVII века, наряду с жилой застройкой, в городе возводятся приходские церкви—Троицкая (1650) и Воскресения-на-Дебре (1651). Слава местных строителей вскоре вышла за пределы Костромы, и их стали приглашать в другие города и в Москву.
В Москве в период с 1670 по 1700 год по случайным и неполным данным трудились двенадцать зодчих-костромичей.
Мастер Никита Васильев в 1681—1682 годах построил колокольню церкви святого Иосифа в Измайловской слободе, Карп Губа в 1667—1679 годах принимал участие в строительстве церкви святого Григория на Полянке, зодчие Филипп Папуга, Емельян и Леонтий Михайловы в 1694 году работали в Ново-Иерусалимском монастыре, Андрей Перфильев в 1699 году перестраивал патриарший дворец в Кремле. Костромскими мастерами возводился Вознесенский собор Нижегородского Печерского монастыря, они же работали в Кирилло-Белозерском монастыре.
Но не только строительным искусством славились костромичи. В городе процветали художественные ремесла. В Ипатьевском монастыре существовала основанная при Годуновых иконописная школа. Семьдесят костромских иконописцев, по документам Оружейной палаты, царским указом вызывались в Москву для выполнения государевых работ. Среди русских художников-монументалистов костромские мастера XVII века занимают одно из видных мест. Костромичи принимали участие в росписях соборов монастырей — Макарьевского в Калязине, Савва-Строжев-ского в Звенигороде, Княгинина во Владимире, расписывали церковь Николы Надеина в Ярославле и Софийский собор в Вологде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и Успенский собор Московского Кремля. История сохранила имена некоторых из них. Это Иоким Агиев, по прозвищу Любим, и Василий Ильин Запокровский, руководивший артелью изографов при росписи церкви Воскресения на Дебре.
Но самыми известными мастерами стенных росписей по праву считаются прославленные художники Гурий Никитин и Сила Савин. Именно они стояли во главе артели, расписывавшей собор Даниилова монастыря в Переслав-ле-Залесском, выполняли росписи церкви Ильи Пророка в Ярославле, писали фрески Троицкого собора Ипатьевского монастыря, реставрировали росписи Успенского собора Ростовского кремля.
Большого успеха добились костромские художники в оформлении рукописных книг. В XVII веке в библиотеке Ипатьевского монастыря насчитывалось 338 книг; кроме богословских, здесь хранились книги по астрономии, истории, медицине, географии, толкователи иностранных слов и переводная литература, например, “Псалтырь царя Давида” в переводе Симеона Полоцкого и средневековый рыцарский роман “Повесть о Бове Королевиче”. Среди них находилась знаменитая Ипатьевская летопись, известнейший памятник древнерусской истории, донесший до нас наиболее подробное описание похода на половцев князя Игоря Северского, героя. “Слова о полку Игореве”. Там же хранились и другие ценные рукописи, как, например, Псалтырь 1595 года, Евангелие 1605 года, синодик Крестовоздвиженского монастыря XVII века.
Костромские художники работали над книжной миниатюрой и во время широкого распространения книгопечатания. В 1673 году ими были выполнены миниатюры для “Потешной книги” царевича Петра Алексеевича.