Город Гороховец
Гороховец раскинулся на крутом правом берегу реки Клязьмы. Когда в предзакатные часы из широкой речной поймы, бурно поросшей травами, смотришь на городские строения и видишь их отражения в тихой глади воды, кажется, что видишь сказочную картину. Творения человеческих рук и природа слились здесь в одно нерасторжимое целое, создав подлинную симфонию. Как будто человек и природа сговорились и действовали за¬одно, создавая красоту на века. Уместно привести слова академика Игоря Эммануиловича Грабаря, побывавшего здесь в трудном 1919 году, чтобы спасти бесценные произведения древнерусского искусства: «...и дивная муромская архитектура, и сам Феофан поблекли перед Гороховцом. Правда, здесь половину дела сделала природа... Когда на дальнем высоком берегу Клязьмы показались огоньки, зажегшиеся от заходящего солнца в стеклах невидимых еще зданий, то уже это одно было изумительно хорошо. Вскоре стали вырисовываться какие-то монастырьки, тонувшие высоко вверху в зелени. Казалось, что это не город, а просто два-три десятка церквей, раз¬бросанных по горе в каком-то игрушечном стиле... Пошли бродить по городу, который весь оказался как бы застывшим с XVII века — ну просто как в «Спящей красавице», — до такой степени, что мы не видели даже новых домов. Все церкви белые, все почти без исключения не тронуты с XVII века,— не расшиты, как всюду, окна, сохранили черепичную чешую главы, старые ворота и ограды и столько старых каменных домов, сколько их нет во всей остальной России. Мы ходили весь вечер и часть ночи как во сне... Другого такого «Китежа» я не знаю».
В дославянскую эпоху (I тысячелетие н. э.) эти места были заселены финно-угорским племенем меря. Об этом свидетельствуют раскопки архе¬ологов на так называемой Лысой горе, расположенной поблизости.
Беспокойной для города была и первая половина XVII века.
С северо-западной стороны собора стоит шатровая колокольня, построенная в те же годы, что и собор, и составляющая с ним одно целое. Это пер¬вая по времени каменная колокольня. Она имеет ярко выраженное местное своеобразие, заключающееся в особом пропорциональном соотношении высот заниженного четверика и повышенного восьмерика. Впоследствии этот тип колокольни закрепился в Гороховецком зодчестве.
На краю северного склона горы, в линии монастырской ограды, стоит двухэтажная церковь Иоанна Лествичника (1710—1716). Нижние помещения ее использовались для хозяйственных целей. Церковь относится к типу бесстолпных четвериковых храмов с трапезной.
Чтобы впечатление от монастыря осталось более цельным, нужно представить, что в XVIII веке он со всех сторон был огражден стеной. Башенки по углам ограды были украшены цветными изразцами, вставленными в ширинки. Несколько таких изразцов с мотивом «вазона» еще сохранились. Яркие зеленые, желтые, синие и коричневые цвета поливы очень оживляют красное поле стены.
На восточной стороне ограды располагались кельи и святые врата с церковью Покрова (1689). Здесь пролегала основная дорога из города в монастырь.
Все основные постройки Никольского монастыря располагались по периметру комплекса, создавая вместе с оградой своеобразное пространственное обрамление основному архитектурному сооружению — Троицкому собору. Это интересный пример центрического построения ансамбля, имеющего огромное градостроительное значение в облике всего города. Контур зданий монастыря, его органическая пространственная связь с природным ландшафтом, свободное соединение с городской застройкой — все это делает его неповторимым памятником древнерусского зодчества.
Осмотрев памятники Никольского монастыря, следует продолжить осмотр другого древнего комплекса архитектурных построек, раскинувшегося внизу на посаде — городского Благовещенского собора с колокольней (1700) и теплой церкви Иоанна Предтечи (начало XVIII в.).
От Никольского монастыря сюда можно спуститься по крутой, петляющей меж кустов тропинке северо-восточного склона или же по лестнице, ведущей к набережной реки Клязьмы.
Различен облик этих соборов. Если Троицкий очень строг, даже аскетичен, а декор играет подчиненную роль, то Сретенский более живописный и нарядный. Первый был собором мужского, а второй женского монастыря, что, вероятно, и наложило свой отпечаток, к тому же Никольский монастырь располагался высоко над городом и детали уже не играли той роли, как в Сретенском, который был на виду у каждого. Во всяком случае, архитектурный образ Сретенского собора решен по-иному. Здесь орнаментальный дар Гороховецких мастеров нашел наиболее полное выражение.
Выйдя из монастыря через западные ворота под колокольней и свернув направо на Советскую улицу, мы через несколько минут окажемся перед понтонным мостом через Клязьму, за которой в пойме реки белеют стены самого древнего в Гороховце Знаменского монастыря (XVII—XVIII вв.). Он был основан в 1598 году как мужская обитель. Постройки его вначале были деревянные и срублены на средства Петра Лопухина на «Гороховской тяглых людей земле». А в 1679 году вездесущий Семен Ершов построил уже каменный храм Знамения Богородицы с приделом Иоанна Богослова и колокольней. Это были самые ранние каменные постройки Гороховца. Мастера еще только набирали опыт, поэтому в архитектурных формах этих сооружений много архаичного, не устоявшегося. Но основные черты и приемы, которые потом примут стабильный характер, уже налицо. Церковь кубическая, бесстолпная, одноглавая, перекрыта сомкнутым сводом. Апсида трехчастная и по высоте доходит до середины четверика, карниз кото¬рого увенчан декоративными кокошниками, опирающимися на подзор из горизонтальных тяг и сухариков,— прием, известный потом по многим постройкам. Барабан; главы оформлен аркатурно — колончатым поясом. Шатровая восьмигранная колокольня поставлена на низкий квадрат первого яруса. Правда, колокольня еще тяжеловата по пропорциям, но ее «Гороховецкий» тип уже сложился. О том, как воспринимали это сами гороховчане, можно судить по архивному документу, очень образно рисующему изобретение местных мастеров: «...колокольня до плеч четыреугольная, от сих с осьмью пролетами осьмигранная, над ними карнизы полукруглые, под главу сведено круто...»
Знаменская церковь является основным сооружением монастыря, жизнь которого была недолгой. В 1723 году указом Петра I монастырь, ввиду «малобратственности», был приписан к Флорищевой пустыни и с тех пор выполнял роль ее подворья. Правда, в XVIII веке здесь были построены ка¬менные Святые ворота, ограда, келейный корпус и ряд деревянных служебных построек, но ничего значительного уже более не возводилось.
В ходе нашего знакомства с древними памятниками Гороховца напрашивался вопрос: если для «Мира» именитые купцы города возводили величественные храмы, то, наверное, для себя они строили не менее, если не более пышные хоромы? Тут их щедрость не знала границ. Гороховец — один из немногих городов России, где сохранилась гражданская архитек¬тура XVII века. Причем среди семи сохранившихся каменных палат Гороховецкого посада нет двух одинаковых. У каждой из них свой «ранг». Здесь и палаты упомянутого уже купца Семена Ершова, ведшего хозяйство еще по старинке, и хоромы купцов Ширяевых, людей современных, не чуждавшихся иноземных новинок и светских вкусов, и дома купцов средней руки, и совсем простые каменные избы рядовых жителей посада. Вся социальная иерархия русской провинции нашла здесь свое отражение.
От Знаменского монастыря в город ведет единственная дорога через мост, по которой выходим на центральную площадь города. Напротив Сретенского монастыря, под углом к нему, стоит длинное неприметное здание. Это одно из самых древних гражданских строений Гороховца. Сохранившиеся старинные своды, наличники, планировка в виде «избы со связью» с двумя палатами по бокам сеней и сходство некоторых деталей дома с декором Знаменской церкви позволяют сделать вывод, что дом был построен в то же время, что и церковь, и принадлежал Семену Ершову. В дальнейшем перешел к Судоплатовым и под этим именем вошел в историю Гороховецкой архитектуры.
Если первый дом Ершова возведен еще с некоторой оглядкой на «Домострой», то следующая постройка претендует на дворцовые хоромы. Это так называемый дом Ершова (Сапожникова), построенный в 1680-е годы. Уже само местоположение дома на склоне Пужаловой горы в стороне от центральной улицы дало возможность значительно возвысить его среди рядовой одноэтажной застройки, от которой он отгорожен высоким тесовым забором с дубовыми воротами свыше трех метров, мощные столбы которых имеют форму резных «бусин», перехваченных рельефными валиками и обработанными жгутовыми порезками, характерными для русской народной резьбы по дереву. Большой вынос кровли ворот, массивные столбы, четкая рельефная резьба создают впечатление монументальности этого сооружения. По отношению к воротам дом стоит под углом. Поэтому он открывается взору во всем великолепии сразу с двух парадных фасадов — восточного и северного.
Дом двухэтажный, на высоком подклете. Объемно-планировочное решение дома традиционно: посредине сени с входом из крыльца, по сторонам — жилые комнаты. Все помещения перекрыты сомкнутыми сводами. Второй этаж дома являлся парадным. Здесь находились основные покои жильцов. В западной половине располагались две комнаты (хозяина и хозяйки), а в восточной одна — так называемая красная палата, где проходили торжественные события в жизни семьи. Первоначально второй этаж был деревянным, а в XVIII веке перестроен в каменный. Из хозяйственного подклета, где за крепкими замками хранилось имущество и товары хозяина, на первый жилой этаж вела узкая внутристенная лестница.
Древний архивный документ следующим образом характеризует первоначальный облик хором: «...на оном о трех этажах полаты, крыты тесом, в исподнем две кладовые, у одной большой изнутри деревянные, а спереди створные, равно и у другой двери железные, в середнем в сенях и на крыльце двери железные, деревянной шкап, жилая полата, в оной перегородка дубовая, печь изращатая, в верхнем одна и полата жилая с печью изращатою, внутри трое двери деревянные наборные дубовые, в кладовых в окошках решетки железные, а в жилых полатах и на верхнем крыльце в окошках, кроме одного, во всех оконницы и с решетками железными...»
Гороховец преобразился. Несколько десятилетий Советской власти изме¬нили его. На месте неприглядной обветшавшей застройки появилась новая площадь Ленина, где расположено новое здание райкома партии и райисполкома. В 1978 году здесь открыт памятник вождю. Авторы его — скульптор В. Л. Каплун и архитектор И. Г. Звездин.Значительное развитие получила в городе промышленность. Далеко за пределами области известны заводы подъемно-транспортного оборудования и судостроительный. Первый вырос на месте маленькой картонно-бумажной фабрики, основанной здесь в 1896 году частным владельцем. С 1948 года он стал авторемонтным заводом, а с 1960-го заводом подъемно-транспортного оборудова¬ния. Производимые здесь ленточные конвейеры, электрические тали с различной высотой подъема груза поступают почти на все заводы тяжелого энергетического и транспортного машиностроения. Судостроительный завод в начале XX века изготовлял котлы для пароходов. Затем с 1907 года вплоть до Октябрьской революции выпускал сухогрузные и нефтеналивные баржи. После реконструкции в послевоенные годы завод начал строить самоходные суда: танкеры, крупнотоннажные речные и морские суда, а также речные буксиры, рыболовецкие траулеры, прогулочные катера и моторные лодки. Имеются в городе предприятия местной промышленности, организации агропромышленного объединения, обслуживающие сельское хозяйство Гороховецкого района.
Город имеет свое запоминающееся лицо. Его черты созданы временем, ко¬торое оставило нам удивительные творения человеческих рук. Всё в больших объемах осуществляется их восстановление силами Гороховецкого реставрационного участка, созданного в 1961 году. Отреставрированы дом Ершова (Сапожникова) и Предтечеиская церковь, где размещены музейные экспозиции, дом Канонникова заняла библиотека, в доме Опарина (Седина) разместился дом бракосочетаний. Специалисты Владимирской научно-реставрационной производственной мастерской разработали проект реконструкции (руководитель проекта — архитектор В. С. Петров) исторического ядра города с целью превращения его в музейно-туристский центр. Большое поле деятельности для реставраторов в Гороховце — многие памятники его еще нуждаются в сохранении и обновлении.
Хорошо заблудиться в лабиринте старых городских улиц, с тем чтобы не¬торопливо вглядеться в почерк народных мастеров, почувствовать горение их творческой мысли. Удивят изяществом орнамента резные кружева домов, разбудят фантазию диковинные флюгера, поразят торжественным величием дымники и грациозным изгибом — ажурные водостоки.
Покидаешь Гороховец с намерением подольше сохранить в душе увиденное и с горячим желанием вернуться сюда вновь, ибо пребывание десь позволило почувствовать красоту родной земли, своеобразие языка древнего зодчества, заглянуть в давно ушедший быт, еще лучше осознать грандиозные перемены, происшедшие в нашей стране.