Город Сергиев Посад.
В начале 15 века началось вторжение польско-литовских войск в Россию, и почти все города, которые не имели каменных стен, пали под натиском врага, но Троице-Сергиев монастырь, благодаря стенам, не только выдержал осаду польско-литовских интервентов войск Сапеги и Лисовского, но и стал одним из оплотов ополчения Минина и Пожарского. А в 1682 г. в стенах монастыря укрывался юный Петр с братом Иваном и царевной Софьей во время стрелецкого восстания. В 1689 году уже Петр спасается в монастыре от сестры Софьи. Именно сюда для поддержки Петра приходят верные ему потешные полки и Сухаревский стрелецкий полк. В монастыре Петра справляется со сторонниками Софьи. Всенародно казнит их на площади перед монастырем. Отсюда единоличным правителем молодой царь возвращаетсяв Москву. Тем временем, начиная с 1610 года, когда в монастыре обосновался воинский гарнизон, вокруг обители активно разрастаются села и слободы. Первыми поселениями, ставшими основой будущему городу, были села Кокуево, Панино и Клементьево. Троицкий монастырь всегда был крупным землевладельцем. Принадлежавшие монастырю земли имели большие государственные льготы, что способствовало развитию торговли и ремесел. На территории вокруг монастыря постепенно создавались слободы мастеровых людей. Так появились Иконная и Поварская, Конюшенная и Тележная, Пушкарская и Стрелецкая слободы. Также разворавалось строительство внутри монастыря. В 1742 г. в стенах монастыря открылась духовная семинария. А в 1744 г. монастырь получает титул Лавры. Глава Русской Православной церкви Митрополит Московский становится священноархимандритом Лавры. К началу 18 века села уже образовывали замкнутое кольцо, а в 1782 году получили название Сергиев Посад. Большинство жителей этого посада занимались обслуживанием паломников, промышляли торговлей, опять-таки пользуясь постоянным наплывом пришлых людей. Капитальное строительство в городе вела в основном только Лавра. Поблизости от монастыря были построены монастырские гостиницы, богадельни, лавки, доходные дома и т. д. Экономическая жизнь города также находилась в зависимости от нужд монастыря. В связи с большим спросом у паломников на предметы религиозного культа здесь было развито производство крестов, подсвечников, икон и т.д. В 1792 г. был принят план регулярной застройки города. Строительству способствовал приток богомольцев, возросший в связи с постройкой благоустроенного шоссе (1845) и открытием железной дороги (1865) между Москвой и Сергиевым Посадом. В 1814 г. в Лавре открывается Духовная Академия. В начале ХХ века с приходом к власти коммунистов в Лавре произошли серьезные перемены. В 1918 г. Советское правительство принимает решение закрыть ее. В 1919 были кощунственно вскрыты мощи Преподобного Сергия Радонежского. В 1920 г. на территории монастыря открылся музей. В 1930 году был переименован и город. Новое название Загорск он получил в честь революционера, секретаря московского комитета партии большевиков Загорского. Как известно, этот большевик с соратниками был взорван бомбой, что символизирует зарождение глубокой любви русского народа к Партии и ее вождям. Только в 1991 году городу возвратили историческое имя Но все-таки в 1946 г. - Сталин разрешает открыть Лавру и духовные учебные заведения. С этого момента Троице-Сергиева Лавра - крупнейший действующий мужской монастырь Русской Православной церкви. В 1988 г. в Троице-Сергиевой Лавре, в Трапезной палате проходят заседания Поместного собора Русской Православной церкви, приуроченные к празднованиям 1000-летия крещения Руси.