Город Суздаль.
Первое упоминание о Суздале в летописи относится к 1024 году в связи с крестьянским восстанием, прокатившемся "по всей той земле". В XI веке начинается христианизация края, проникает новая христианская религия (до этого население было языческим).
На рубеже XI-XII веков строится город-крепость (то есть Кремль, укрепленное место). Его строят в излучине реки Каменки, где с западной стороны естественной преградой является река, а с восточной, открытой, стороны прорывается искусственный ров. Сверху насыпаются земляные валы, поверх которых были поставлены деревянные стены и башни. Древние валы и ров сохраняются до настоящего времени, что входит в понятие достопримечательностей города. 
Здесь же в Кремле мастерами киевского князя Владимира Мономаха строится древнейший собор в честь Успения Божьей матери. Он датируется XI-XII веком. 
В XI веке к западу от Кремля (крепости) строится первый монастырь в честь Дмитрия Солунского. Вероятно, в XII веке возникает монастырь Козьмы и Демьяна.
К востоку от Кремля развивается посад, от слова "посадить", где жили ремесленники, торговцы. Посад так же был укреплен валами и "острогом", тыном. Вокруг посада вырастали слободы.
Все древние части города хорошо сохранились до наших дней. Суздаль - один из редких городов, сохранивших древнюю планировку.
В Кремле в 1222-1225 годах на месте разрушенного Успенского собора XI века строится собор Рождества Богородицы, древнейший памятник Суздаля, один из ряда памятников белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси XII-XIII веков.

Расцвет культуры и искусства Северо-Востока Руси в начале XIII века был прерван татаро-монгольским нашествием. Зимой 1238 г. город был взят и сожжен татарами.

В XIV веке вознивает новое политическое образование - Суздальско-Нижегородское княжество. Суздальские князья чеканят свою монету, что говорит о его экономической силе.
В XIV веке возникают два новых монастыря. В 1352 г. - Спасский, в 1364 г. - Покровский. В более позднее время (XVI-XV вв.) именно в этих монастырях ведется крупное каменное строительство. В настоящее время ансамбли этих монастырей привлекают (наряду с ансамблем Кремля и многочисленными городскими церквами) многочисленных туристов.
В политическом отношении в конце XV века Суздаль теряет свою независимость и входит в состав Московского государства.
С середины XIV века до конца XVIII века Суздаль - центр епархии. Резиденция владыки - это Кремль. Здесь суздальские архиереи строят в XVI-XVII веках каменные палаты, это памятник гражданской архитектуры с редкой для своего времени парадной Крестовой палатой.
Суздальские монастыри владели многочисленными вотчинами, быстро богатели за счет эксплуатации крестьян, а также за счет вкладов наиболее состоятельной части общества. Вклады - царские, боярские, княжеские - отразили искусство своего времени и в настоящее время представляют интерес как образцы древнерусского искусства.
В начале XVII века, в эпоху Смуты город был разграблен, и потребовалось много сил для восстановления экономики города. Необходимо отметить, что после польско-литовского разорения город больше не подвергался разрушительным войнам, то есть 400 лет спокойной жизни.
Значительный урон город понес в пожар 1719 г. На месте сгоревших деревянных церквей строятся каменные, многие из которых сохраняются до настоящего времени.

 С конца XVIII века церковная жизнь в городе замирает - владыко переезжает во Владимир. Суздаль становится уездным городом Владимирской губернии.

 Жизнь в городе была неспешной. Горожане традиционно занимаются садоводством и огородничеством, ведут среднюю и мелкую торговлю. Промышленность невелика - в основном текстильная и обрабатывающая - переработка сельскохозяйственной продукции. В середине XIX века минует город Московско-Нижегородская железная дорога. Объективно это способствует сохранению ансамбля памятников древнерусской архитектуры.
В советское время город не растет и не развивается, он по-прежнему интересен своей древней историей и памятниками, что делает Суздаль неизменно привлекательным для туристов и путешественников.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru